Нефтегазовое образование открытые онлайн-курсы

Курс
Теория механизмов и механика роботов
17 видеолекций
15 видеопрактик
6,5 часов видео
Тесты
4 зачетные единицы (144 часа)
Уфимский государственный нефтяной<br> технический университет
Уфимский государственный нефтяной
технический университет
О курсе

Курс знакомит слушателей с основными видами звеньев механизмов, особенностями их взаимодействия и движения, а также преобразованием типов движений в зависимости от технологического процесса. На примере простых кинематических цепей будут объясняться возможности создания и соединения звеньев механизмов, используемых в манипуляторах, роботах и мехатронных системах.

В курсе рассматриваются: анализ механизмов – описание движения, кинематическое и динамическое исследование существующих и разрабатываемых механизмов, в том числе роботизированных, синтез механизмов – проектирование структуры и геометрии механизмов на основе заданных кинематических и динамических характеристик. Фундаментальные положения теории механизмов и машин представлены в виде конкретных простейших примеров структурирования, исследования и проектирования мехатронных систем.

Робот – это прежде всего механика!

В результате обучения слушатели курса приобретают знания структурного состава основных машин и механизмов, навыки классификации оборудования для возможности автоматизированной реструктуризации, овладеют основами построения схем робототехнических систем. Методы и способы оценки состояния и расчёта звеньев механизмов роботов базируются на положениях, рассматриваемых в курсах «Теоретическая механика», «Прикладная механика. Сопротивление материалов» и «Прикладная механика. Детали машин и основы проектирования».

Рассказываем о видах механизмов и роботах, об их составных частях, о формировании мехатронных систем, об условиях их анализа и расчёта. Знакомим с этапами исследования простейших механизмов для возможности проектирования роботизированных систем. Узнаете о видах соединений в механизмах роботов, о графическом и аналитическом методах структурирования и исследования их кинематических и динамических характеристик, о математическом аппарате для расчёта манипуляторов. Познакомитесь с методами использования автоматизированных систем моделирования (Mathcad Prime, KOMPAS) для возможности самостоятельного выполнения проектировочных задач.

Формат

Курс рассчитан на 10 недель. Недельная нагрузка обучающегося по курсу – 14–16 академических часов.

Еженедельные занятия включают:

  • просмотр видеороликов лекций и практических занятий;
  • изучение текстового материала лекций;
  • тестирование по каждому разделу курса.

Завершается курс итоговым тестированием.

Требования

Курс базируется на объеме ранее изученного материала в курсах:

  • «Теоретическая и прикладная механика»,
  • «Теория механизмов и машин»,
  • «Инженерная компьютерная графика»,
  • «Информационное обеспечение проектно-конструкторских работ»,
  • «Электротехника и электроника».
Курс состоит из трех разделов:

Раздел 1.

Основные понятия теории механизмов и мехатронных систем

  • 1.1 Основные понятия теории механизмов и машин. Общие сведения о механизмах
  • 1.2 кинематические пары и их классификация. Схематическое изображение кинематических пар
  • 1.3 Предпосылки развития мехатроники и робототехники
  • 1.4 Понятие кинематической цепи. Представление механизмов и манипуляторов в виде кинематических цепей
  • 1.5 Замена высших кинематических пар низшими парами
  • 1.6 Структурная классификация плоских механизмов по Ассуру
  • 1.7 Способы соединения элементов и передача движения в робототехнике
  • Пз 1 – Представление механизмов и манипуляторов в виде кинематических цепей. Определение числа степеней свободы кинематической цепи. Структурный анализ механизмов
  • Пз 2 – Структурный анализ механизма. Замена высших кинематических пар низшими
  • 1.8 Общие сведения о робототехнике

Раздел 2.

Кинематический анализ механизмов и манипуляторов

  • 2.1 Механика роботов. Задачи кинематики механизмов
  • Пз 3 – построение плана положений механизма
  • 2.2 Метод планов скоростей. Метод планов ускорений
  • Пз 4 – План положений группы второго класса 1 вида
  • Пз 5 – План скоростей группы второго класса 2 и 3 вида
  • Пз 6 – План скоростей и ускорений группы второго класса 1 вида
  • Пз 7 – План ускорений группы второго класса 2 и 3 вида
  • 2.3 Матрицы поворотов
  • 2.4 Однородные координаты и их использование для решения прямой и обратной задачи кинематики
  • Пз 8 – Составление однородных матриц
  • Пз 9 – Метод Денавита-Хартенберга

Раздел 3.

Динамика механизмов и мехатронных систем

  • 3.1 Определение реакций в кинематических парах. Силовой расчёт механизмов по Бруевичу
  • Пз 10 – Метод Бруевича, 1 вид
  • Пз 11 – Метод Бруевича, 2 и 3 вид
  • 3.2 Уравновешивание механизмов. Метод Жуковского
  • Пз 12 – Определение уравновешивающей силы по методу Жуковского (1 вид)
  • Пз 13 – Определение уравновешивающей силы или уравновешивающего момента по методу Жуковского (2 и 3 вид)
  • Пз 14 – Определение кинетической и потенциальной энергии манипулятора
  • 3.2 Трение в кинематических парах. Приведённый коэффициент трения
  • 3.3 Уравнения Лагранжа второго рода
  • 3.4 Приводы мехатронных систем
  • Пз 15 – Анализ результатов моделирования манипулятора
Показать все
В результате освоения курса

обучающийся должен знать:

  • – основные понятия теории механизмов и машин;
  • – основные виды механизмов;
  • – структурный анализ и синтез механизмов;
  • – кинематический анализ и синтез механизмов; кинетостатический анализ механизмов;
  • – динамику электро-, гидро-, пневмоприводов механизмов;
  • – выбор типа привода;
  • – типовые конструкции модулей движения и их составляющие;
  • – матрицы поворотов при кинематическом анализе механизмов манипуляторов;
  • – основные этапы и особенности конструирования модулей мехатронных систем;
  • – типовые конструкции модулей движения и их составляющие;
  • – расчетные схемы исполнительных механизмов;
  • – назначение, принципы построения, устройство и область применения средств робототехники;
  • – основные этапы и особенности конструирования мехатронных модулей;

обучающийся должен уметь:

  • – определять число степеней свободы (подвижности) механизмов;
  • – производить структурный анализ механизмов;
  • – производить кинематический анализ механизмов;
  • – производить силовой анализ механизмов;
  • – производить расчёт механизма с учётом потерь на трение;
  • – составлять уравнения для описания движения манипуляторов;
  • – проводить анализ структурных и принципиальных схем приводов мехатронных и робототехнических систем;
  • – предложить технически обоснованное решение задачи в области робототехники;

обучающийся должен владеть:

  • – методами структурообразования механизмов, расчёта кинематических и динамических характеристик;
  • – методами оценки принципов работы, технических характеристик;
  • – конструктивных особенностей разрабатываемых мехатронных систем;
  • – методиками расчёта типовых кинематических цепей механизмов;
  • – навыками работы со средствами автоматизированного проектирования MathLAB и Компас;
  • – методами проектирования, обеспечивающими разработку рациональных конструкций мехатронных модулей, исходя из заданных технических требований;
  • – методами и инструментами компьютерного проектирования мехатронных модулей;
  • – инженерными приёмами их проектирования; методами всестороннего анализа средств мехатроники и робототехники.
  • 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника,
  • 15.03.01 Машиностроение,
  • 15.03.02 Технологические машины и оборудование,
  • 18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии,
  • 21.03.01 Нефтегазовое дело,
  • 28.03.02 Наноинженерия
Бесплатно Наглядно Доступно
Бесплатно Наглядно Доступно
Присоединяйся!